Концепция социального контроля

Помимо профессии индивид вовлечен в другие социальные отношения, обладающие собственными системами контроля, многие из которых более формальны, а иные даже жестче профессиональных. Правила приема и членства во многих клубах и братствах такие же жесткие, как правила, по которым отбирается управленческий аппарат в IBM.

Общественная среда также представляет самостоятельную систему социального контроля. Она включает дальних и близких, незнакомых и знакомых людей. Окружение предъявляет к человеку свои требования, неписаные законы, которые охватывают широкий круг явлений. Они могут включать в себя манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения и даже манеру вести себя за столом. Во всех этих случаях они составляют крути контроля, эффективно описывающие область возможных действий индивида в определенных ситуациях.

Последний и ближайший к индивиду круг составляет та группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т. е. круг семьи и личных друзей, тоже образует систему контроля. Социальное или, выражаясь точнее, нормативное давление на индивида здесь не ослабевает. Напротив, есть все основания считать, что оно возрастает. Именно в этом круге индивид устанавливает наиболее важные социальные связи. Неодобрение, утрата престижа, осмеяние или презрение в кругу близких имеют гораздо больший психологический вес, чем те же самые санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей.

На работе начальник может уволить вас, лишить средств к существованию. Но психологические последствия этого чисто экономического действия окажутся по-настоящему гибельными, говорит П. Бергер, если увольнение будут переживать жена и дети. В отличие от других систем контроля, давление со стороны близких может произойти именно тогда, когда индивид к нему совершенно не готов. На работе, в транспорте, в общественных местах человек, как правило, насторожен и потенциально готов встретить угрозу.

Внутреннюю часть последнего круга, его ядро, составляют интимные отношения мужа и жены. Именно в самых интимных отношениях человек ищет поддержку самым важным чувствам, составляющим Я-образ. Ставить на карту эти связи — значит рисковать утратой самого себя. «Неудивительно, что часто люди, властные на работе, мгновенно уступают дома своим женам и съеживаются, когда у их друзей брови недовольно ползут вверх».

Человек, осмотревшись вокруг себя и последовательно перечислив всех, кому он должен уступать, подчиняться или угождать в силу своего положения в центре концентрических кругов^— от федеральной налоговой службы до собственной тещи — в конце концов приходит к мысли, что общество всей своей громадой подавляет его.